ОЛЬГА БАЛАКЕРСКАЯ (Санкт-Петербург)
Поэма И. Ф. Богдановича «Душенька»: к проблеме формирования диалога с читателем
во второй половине XVIII века
В статье сопоставляются повествовательные стратегии исходного варианта первой книги поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька» и первой редакции поэмы. Анализируются приёмы вовлечения читателя в текст произведения.
Ключевые слова: Русская литература XVIII века, И. Ф. Богданович, «Душенька», диалог с читателем, образ аудитории.
ИЛЬЯ ВИНИЦКИЙ (Принстон)
«Луизиада» В. А. Жуковского: Из истории одного молитвенника
Образ великой княгини Александры Федоровны, дочери легендарной королевы Луизы Прусской и ученицы В. А. Жуковского с 1817 года, занимает центральное место в берлинских дневниках и произведениях поэта зимы 1820 — весны 1821 годов. Почитание великой княгини принимает в его творчестве форму религиозного ритуала, заимствованного из прусской придворно-романтической традиции. 6 (18) апреля 1821 года Жуковский обращает внимание на то, что великая княгиня использует во время вечерней молитвы особый молитвенник — письма своей матери — и восхищается «прелестной, трогательной мыслью обратить в молитву, в очищение души, в покаяние» воспоминания о королеве. В предлагаемой статье впервые устанавливаются источники содержания этого священного «молитвенника» (компиляция отрывков из писем королевы Луизы, составленная ее подругой и биографом Каролиной фон Берг) и исследуется роль прусского национального мифа о королеве Луизе в формировании транснациональной (германороссийской) романтической религии Жуковского.
Ключевые слова: В. А. Жуковский, великая княгиня Александра Федоровна, прусская придворная традиция, поэтическая религия, миф королевы Луизы, транснациональный романтизм
АННА ГРАЧЕВА (Санкт-Петербург)
Вельтман или Достоевский? Стилометрический анализ нескольких романов XIX века
В статье демонстрируются результаты обработки ряда произведений русской литературы первой половины XIX века функцией «stylo» одноименного пакета языка программирования R. Среди исследуемых текстов — произведения А. Ф. Вельтмана, Ф. М. Достоевского, А. А. Бестужева-Марлинского, В. Ф. Даля и др.
Ключевые слова: Digital Humanities, stylo, стилометрия, А. Ф. Вельтман, Ф. М. Достоевский, А. А. Бестужев-Марлинский, русская литература XIX века.
ОКСАНА ВОРОБЬЕВА (Москва)
«Кушелева, например, надувают безбожнейшим образом»: гипотеза к одной фразе
В статье представлены результаты работы над письмом А. Н. Плещеева к Ф. М. Достоевскому от 4 августа <1858 года>. Внимание сосредоточено на фрагменте письма, в котором говорится о некоем литераторе, продавшем свое произведение владельцу журнала «Русское слово» графу Г. А. Кушелеву-Безбородко, а затем перепродавшего это же сочинение другому издателю. Работа над архивными документами, воспоминаниями и эпистолярным наследием литераторов привела нас к гипотезе, что таинственным господином из письма Плещеева мог быть один из первых сотрудников «Русского слова» — Аполлон Григорьев.
Ключевые слова: А. А. Григорьев, А. Н. Плещеев, Ф. М. Достоевский, граф Г. А. Кушелев-Безбородко, Я. П. Полонский, журнал «Русское слово», переписка.
ЕКАТЕРИНА КОЛЕВАТОВА (Санкт-Петербург)
Количественный анализ и перспективы изучения русской драмы XIX века
(на материале пьес 1870-х годов)
Статья посвящена методам количественного анализа, при помощи которых рассматривается система социальных отношений и сюжетных функций персонажей различных пьес. Исследование опирается на методы, изложенные в статье В. А. Сапогова «Некоторые характеристики драматургического построения комедии Островского “Лес”», и выделенные Сапоговым количественные характеристики, среди которых занятость, частота появлений, мобильность, ранг, а также вероятность встреч персонажей. В данной статье методы количественного анализа применяются к некоторым пьесам 1870-х годов, а именно «Лес» и «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Мертвая петля» и «Злоба дня» Н. А. Потехина и «Майорша» И. В. Шпажинского.
Ключевые слова: драма, количественный анализ, количественные характеристики, формальные методы, таблица-протокол, плотность, занятость, относительная частота появлений, мобильность, ранг, вероятность встреч.
СОФЬЯ БОЛЕНКО (Москва)
Основные мотивы сборника Н. А. Некрасова «Последние песни»
Статья посвящена «Последним песням» – последнему прижизненному сборнику Н. А. Некрасова, до сих пор не становившемуся объектом монографического исследования с точки зрения поэтики. Выявление и анализ мотивного каркаса сборника позволили сделать ряд наблюдений относительно смысловой и эмоциональной нагрузки отдельных текстов, а также общих принципов построения этой поэтической книги и ее восприятия современниками.
Ключевые слова: Н. А. Некрасов, сборник «Последние песни», поэтический мотив, авторская стратегия.
ОЛЬГА МАКАРЕВИЧ (Санкт-Петербург)
«Такое умное и характерное лицо не может всем одинаково нравиться…»
(Неизвестный отзыв Н. С. Лескова на книгу о митрополите Макарии (Булгакове))
В статье впервые публикуется отзыв Н. С. Лескова о книге Н. А. Лебедева, посвященной митрополиту Макарию (Булгакову). Замысел книги находит сочувствие у Лескова, однако его воплощение становится поводом для многочисленных критических замечаний.
Ключевые слова: Н. С. Лесков, рецензия, особый отдел Ученого комитета, митрополит Макарий (Булгаков), Н. А. Лебедев.
АНДРЕЙ ЛЮСТРОВ (Москва)
Светотень А. Белого: Две статьи о сборнике Ф. Сологуба «Истлевающие личины»
В статье даются объяснения конфликту, разгоревшемуся между А. Белым и Ф. Сологубом в 1908 году. Выявляются противоречия, ставшие причиной для ссоры между литераторами, разбору подлежат критические работы обоих авторов. Главным образом рассматриваются статьи А. Белого «Истлевающие личины» и «Далай-лама из Сапожка».
Ключевые слова: журнальная полемика, критическая статья, диалектика, Ф. Сологуб, А. Белый.
АЛЕКСАНДРА ЧАБАН (Москва / Тарту)
Почему А. Белый стал «варваром»:
к вопросу о рецензии Н. С. Гумилева на книгу стихов «Урна»
В статье рассматривается рецепция творчества А. Белого Н. Гумилевым. Ряд отсылок к статьям Белого в письмах и рецензиях доказывает значительное влияние творчества младшего символиста на взгляды Гумилева. В вопросах поэтики, однако, Гумилев не принимал радикального новаторства Белого, сравнивая его с варваром. В рецензии на «Урну» критик поднимает вопрос в пути развития русской поэзии, подчеркивая свою позицию неприятия.
Ключевые слова: русская литература начала ХХ века, Н. С. Гумилев, А. Белый, символизм, литературная критика.
ПАВЕЛ СТЕПАНОВ (Санкт-Петербург)
Путешествия иностранцев с Запада в «чудесную страну»:
к вопросу контекста появления сюжета
в детской иллюстрированной книге 1920-1930-х годов
В статье на примере ряда иллюстрированных детских книг 1920-х и начала 1930-х годов рассматривается исторический контекст появления сюжета о путешествующих с Запада в Советский Союз иностранцах.
Ключевые слова: путешествия, советская детская литература, МОПР, ВОКС, Интурист
АЛЕКСАНДР КОБРИНСКИЙ (Санкт-Петербург)
К проблеме комментирования записных книжек Даниила Хармса
В статье подробно рассматривается проблема комментирования записных книжек Даниила Хармса. Вскрываются ошибки и неточности комментария, который сопровождает публикацию записных книжек и дневников Хармса в Полном собрании сочинений. Уточняются имена, даты, факты, события, упомянутые Хармсом, а также устанавливается их связь с его художественным творчеством.
Ключевые слова: Даниил Хармс, записные книжки, дневники, комментарий, Г. Майринк, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак.
ВИКТОР ДИМИТРИЕВ (Санкт-Петербург)
Подросток Вадим Масленников:
о полемике с Ф. М. Достоевским в «Романе с кокаином» М. Агеева
В статье рассматривается влияние поэтики романа «Подросток» на повесть М. Агеева «Роман с кокаином». Обосновывается, что Агеев сознательно заимствует и переосмысляет один из ключевых фрагментов романа Достоевского. Проводится анализ функции двух этих фрагментов в сюжетно-композиционной структуре произведений в связи с функцией идеи, сна и воспоминания.
Ключевые слова: М. Агеев (М. Л. Леви), Ф. М. Достоевский, «Подросток», воспоминание, идея.
АНДРЕЙ КОКОРИН (Санкт-Петербург)
Новые материалы к творческой истории прозы Ю. К. Олеши
В статье, базирующейся на материалах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), рассматриваются проблемы творческой истории прозаических произведений Ю. К. Олеши, связанные с развитием и особенностями взаимоотношений писателя с различными людьми, которые имели непосредственное отношение к изданию его романа «Зависть», воспоминаний об А. Н. Толстом и однотомника «Избранные сочинения» (Ф. Ф. Раскольниковым, З. А. Никитиной, В. О. Перцовым и др.).
Ключевые слова: Олеша, «Зависть», А. Н. Толстой, З. А. Никитина, В. О. Перцов, текстология, творческая история, воспоминания.