Алексей Балакин

Уточненный текст «<Сатиры на современных поэтов>» Ореста Сомова

 

В публикации вводится в научный оборот неизвестная версия сатирического стихотворения О. М. Сомова, высмеивающего литераторов, близких к Вольному обществу любителей российской словесности, и их предшественников. Текст, ранее известный по неисправному списку, впервые публикуется по рукописи.

Ключевые слова: О. М. Сомов, А. Е. Измайлов, В. А. Жуковский, Вольное общество любителей российской словесности, Вольное общество словесности наук и художеств, сатира.

 

Александр Бобров

Баня в древнерусской литературе

 

В статье рассмотрено отношение к мытью в бане в древнерусской традиции. На материале летописей, поучений против язычества, других древнерусских текстов, а также этнографических и фольклорных материалов Нового времени показано, что баня представляла собой домашнее святилище. Обряды, совершавшиеся в бане, являлись языческим аналогом церковных таинств.

Ключевые слова: Древнерусская литература летописание язычество обряды перехода.

 

Александр Долинин

Искусство палача: заметки к теме смертной казни у Набокова

 

Статья посвящена развитию темы смертной казни в произведениях Набокова – от ранних стихотворений до “Speak, Memory”. Особое внимание уделяется палачу как вызывающему презрение персонажу, главной фигуре в “отвратительной театральщине” тоталитарных и революционных государств. В статье рассматривается ранее неизвестные исторические и литературные источники концепта палача и обсуждается его символика. В особенности, в центре внимания в статье оказываются одеяние палача и его изображения.

Ключевые слова: В. В. Набоков, В. Д. Набоков, Пушкин, смертная казнь, палач, маскарад, костюм, пошлость.

 

Владимир Емельянов

Богиня Иштар в русской поэзии начала XX века

 

Задачей статьи является обзор русских стихотворений в начале ХХ века, который относится к ассиро-вавилонской богини Иштар, выявление исторических и литературных источников этих стихов.

Ключевые слова: Русская поэзия, Серебряный век, религия Древней Месопотамии, Иштар.

 

Александр Жолковский

Варвары у ворот

 

Работа посвящена художественному использованию иностранных заимствований, или варваризмов. Анализируются тексты исторических анекдотов, современные шутки, эротический фольклор, а также художественная проза сэра Вальтера Скотта и графа Льва Толстого. Особое внимание уделяется парадоксальному статусу самого термина «варваризм».

Ключевые слова: варваризм, анекдот, шутка, тема, социальный класс, Л. Толстой, В. Скотт.

 

Александр Кобринский

Мифы о Хармсе: некоторые заметки о мемуаристике и квазимемуаристике

 

В статье анализируются опубликованные Светозаром Шишманом воспоминания разных людей о Данииле Хармсе. Анализ с привлечением различных источников, демонстрирует существенную недостоверность этих воспоминаний и указывает на причины этой недостоверности.

Ключевые слова: мемуары, дневник, достоверность, анализ.

 

Олег Лекманов

Мотив снега в фильмах А. Куросавы «Идиот» и Л. Висконти «Белые ночи»

 

В статье анализируется мотив снега и бурана в фильме А. Куросавы «Идиот» в сравнении с текстом романа Ф. Достоевского. В качестве материала анализа также привлекается фильм Л. Висконти «Белые ночи».

Ключевые слова: Куросава, Достоевский, Висконти, снег, буран, перевод.

 

Михаил Люстров

«В веках сохранилась еще одна Ольга…»: образ Екатерины II в шведской литературе XVIII века

 

В статье рассматриваются панегирические сочинения шведских авторов XVIII в., содержащие оценку нынешнего состояния Российской империи и деятельности современных им российских монархинь. Называются обнаруженные скандинавскими панегиристами исторические прототипы Екатерины II, объясняется их выбор и проводится сопоставительный анализ шведских и русских сочинений, содержащих подобные аналогии.

Ключевые слова: Русская литература XVIII в., шведская литература XVIII в., Екатерина II, Густав III, Л. Хольберг.

 

Лада Панова

Портрет нумеролога в «Прогулках, которых не было», или Хлебников глазами Кузмина

 

В рассказе Михаила Кузмина «Прогулки, которых не было», до cих пор не учтенной жемчужине «петербургского текста» русской литературы, главный герой – влюбленный чудак, сравнивается с горенумерологом – приятелем рассказчика. В статье доказывается, что портрет нумеролога метит в Велимира Хлебникова, разработавшего для себя жизнетворческую персону математика, прозревающего устройство судеб выдающихся людей и всего человечества. Такая отсылка к реальности сближает «Прогулки, которых не было» с кузминской прозой à clef – сатирическими или комическими зарисовками других писателей и теософов Серебряного века, прославившихся своими жизнетворческими проектами.

Ключевые слова: Кузмин, Хлебников, Серебряный век, жизнетворчество, пародирование, рассказ с ключом, петербургский текст русской литературы.

 

Дмитрий Бреслер

«Фьютс культура»: К проблеме интертекста «Заката Европы» в романах К. Вагинова

 

В данной статье совершена попытка описания особенностей полицитатной структуры прозаических текстов К. К. Вагинова на примере интертекста «Закаты Европы» в концепциях О. Шпенглера и Русской идеи. Как культурное клише, «тренд» 1920-х прямое упоминание имени немецкого философа подвергается принципиальному развенчанию, содержание его концепции, на первый взгляд нивелируется до пустых, филистерских формул. Однако вслед за формальным снятием, следует многогранное соответствие проблематики «Заката Европы» и поэтического мира романов Вагинова. Переживание крушения культурной цивилизации актуализирует метафикциональные особенности композиции романов, автоописательный характер изложения.

Ключевые слова: интертекст, Вагинов, Шпенглер, Русская идея.

 

Дарья Глебова

«Мрамор» как «Новый Жюль Верн»

 

Статья посвящена одному из элементов научно-фантастического слоя в пьесе Иосифа Бродского «Мрамор»: подтексту, связанному с романом Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Главный ключ к подтексту - стихотворение Бродского «Новый Жюль Верн» (1976). Параллели между романом и пьесой рассматриваются на нескольких уровнях, анализируются также и их функции в пьесе.

Ключевые слова: Иосиф Бродский, «Мрамор», «Новый Жюль Верн», «Двадцать тысяч лье под водой», подтекст, научная фантастика, время, пространство.

 

Елена Глуховская

Автобиографический миф в поэме Эллиса «Мария»

 

Статья посвящена поэме «Мария», завершающей вторую книгу стихов Эллиса «Арго». Анализируются структура и сюжет поэмы, выявляются ее связи со средневековой литературой и романтическими поэмами. На материале переписки и воспоминаний современников приводится ряд доказательств, позволяющих рассматривать поэму как отражение автобиографического мифа автора.

Ключевые слова: Эллис, поэма, Богоматерь, Средневековье, рыцарство, автобиографический миф.

 

Антон Дьячков

Имена собственные в «Серебряном голубе» Андрея Белого

 

Ономастика первого крупного произведения символиста Андрея Белого, с одной стороны, отличается своей прозрачностью, с другой – скрывает элементы идейного пласта повести, очерчивание которого может быть во многом упрощено исследованием имен персонажей «Серебряного голубя». В статье выявляются некоторые механизмы и принципы называния, более глубокое изучение которых неизбежно приводит к уточнению и пояснению подспудно вводимых автором концепций, к лучшему уяснению специфики мифотворчества прозы Белого и символистов начала века вообще.

Ключевые слова: ономастика, идеологема Восток – Запад, прототипичность, подтекст.

 

Ксения Егорова

Отголоски исторического семинара Н. П. Кондакова в творчестве Марины Цветаевой (цикл «Скифские»)

 

Статья посвящена проблеме влияния идей Н. П. Кондакова на поэзию Марины Цветаевой. Главное внимание обращено на цикл «Скифские» (1923). Лекции Кондакова были довольно популярны среди российских студентов в Праге и имели большое влияние на философские идеи и общественные движения русской эмиграции.

Ключевые слова: литература русской эмиграции, Чехословакия, сравнительное литературоведение, Марина Цветаева.

 

Евгений Кошин

Письмо капитана Татаринова: к вопросу о вымысле в романе В. А. Каверина «Два капитана»

 

Исследование основано на современном интеграционистском взгляде на проблему повествования. Анализ письма капитана Татаринова позволяет выявить метафорические и методнимические фикциональные стратегии, которые демонстрируют отношения между определенным фикциональным объектом и его референтами - как в фикциональном, так и не в фикциональном плане, что дает возможность определения онтологического статуса фикционального объекта.

Ключевые слова: фикциональность, онтология литературы, теория возможных миров, воображаемая игра, социалистический реализм, Вениамин Каверин.

 

Игорь Кравчук

«Процесс со всею нашей литературою»: замысел романа «Неточка Незванова» в свете писательских стратегий молодого Достоевского

 

Статья посвящена с творческой истории романа незаконченного Достоевского «Неточка Незванова». Эпистолярное наследие автора периода его работы над романом, факты его биографии и более позднее возвращение к незавершенному сюжету указывают на его чрезвычайную важность для Достоевского. Эта гипотеза, в свою очередь, дает возможность пересмотреть устойчивое мнение, которого придерживается большинство историков литературы, что «Неточка Незванова» - просто авторская неудача, которая имеет более историческое, чем эстетическое значение. Один `из решающих аргументов в поддержку этой точки зрения - то, что роман не был просто незаконченным – в нем также нет признаков внутренней цельности и единства сюжета. Данная статья позволяет выявить причины такого видения, а также продемонстрировать систему “незаметных связей”, которые формируют самую суть текста Достоевского. Важность дискуссий главных героев о природе творения, о подарке и посредственности, о предназначении художника, наряду с особенностями актуальной общественной и эстетической полемики 1840-х годов, позволяет прийти к выводу, что «Неточка Незванова» — ценная иллюстрация новых тенденций в профессиональном самоосмыслении Достоевского как писателя в конце 1840-ых, отмеченных экспериментами в области поэтики.

Ключевые слова: Достоевский, «Неточка Незванова», Белинский, Валериан Майков, писательские стратегии, Дружинин, Фейербах, Ключевский, область литературы.

 

Мария Кривошеина

«Иногда кажется, что Больших театров в Москве два…» (Из комментария к одному булгаковскому фрагменту)

 

В статье делается попытка представить исторический и культурный комментарий к фельетону М. А. Булгакова «Сорок сороков» и проанализировать его в общем контексте «московских хроник» Булгакова и его биографии начала 1920-х годов. Исследование демонстрирует определенный инвариант в восприятии Булгаковым постреволюционной Москвы.

Ключевые слова: Булгаков, «Сорок сороков», Большой театр, «московские хроники», газета «Накануне».

 

Филипп Лекманов

Сергей Довлатов: советский журналист и несоветский писатель (по материалам статей С. Довлатова в газете «Советская Эстония» 1972–1975 гг.)

 

В статье предложены принципы изучения газетных текстов С. Довлатова, публиковавшихся на страницах «Советской Эстонии» в 1972-1975 гг. В ранних заметках журналиста можно обнаружить примеры генезиса языка Довлатова-прозаика а также двойную ориентацию: на наивного советского читателя и диссиденствующего интеллигента.

Ключевые слова: Довлатов, Л.Н. Толстой, газета «Советская Эстония», рассказ Л. Н. Толстого «Собаки и повар», подтекст.

 

Ольга Макаревич

Переосмысление аксиологии и поэтики «Книги пророка Исайи» в творчестве Н. С. Лескова

 

Статья анализирует восприятие Н. С. Лесковым Книги Исайи на основе писательских примечаний писателя, сделанных им во время чтения Ветхого Завета, а также на основе изучения его художественных произведений и журналистских статей 1870-1880-х гг. В статье доказывается, что это не только модель жанра агиографии, но также и аксиологии и поэтики пророческих текстов, которые составляют основу поэтики его цикла рассказов «Праведники».

Ключевые слова: профетический текст, Книга Исайи, творчество Н. С. Лескова.

 

Диана Матвеева

Функции кинематографических приемов в повести Ю. Н. Тынянова «Восковая персона»

 

Статья посвящена выявлению такой особенности композиции прозы Ю.Н. Тынянова, как кинематографичность и ее значимости для создания формалистической теории.

Ключевые слова: вымысел и научность в произведениях Ю. Тынянова, композиция, кинематография и проза, карикатура в литературе.

 

Виктория Палешева

«…Написал о собаке». Транспозиция объекта в стихотворении В. Сосноры «Об Анне Ахматовой»

 

В этой работе прослеживается взаимосвязь между предметами и структурой стихотворения В. Сосноры «Об Анне Ахматовой». Доказывается, что ведущий принцип структурной организации текста - перемещение объекта от уровня сюжета на уровень языка. Также анализируются методы, которые сопровождают это перемещение, (феномен отрицания, интертекстуальность, анаграммирование).

Ключевые слова: перемещение, сюжет, отрицание, интертекстуальность, анаграмма.

 

Анна Полянина

Кинотекст, киносценарий и киноактер

 

Статья посвящена специфическому типу визуализации – имитации киноэкрана в нарративе. Анализируются кинематографические элементы поэтики романа В. Набокова «Отчаяние», а также система персонажей, сюжет и композиция.

Ключевые слова: фильм-текст, визуализация, Набоков, кинопоэтика, нарративные стратегии.

 

Наталья Сидорова

Рассказ А. И. Куприна «Изумруд»: опыт исторического комментария

 

В статье проанализирован рассказ А. Куприна “Изумруд” со ссылкой на его исторический контекст. Такая перспектива позволила предложить иную интерпретацию текста, нежели ту, которая традиционно рассматривала текст как принадлежащий анималистской традиции. Кроме того, изучение исторического фона дает возможность восстановить исторический сюжет, который ранее был неочевиден.

Ключевые слова: скачки, орловский (американский) рысак, анимализм, сравнительная психология.

 

Наталья Сочнева

К проблеме жанровой специфики летописных повестей 1185 г. о походе Игоря Святославича на половцев в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей

 

В статье выдвигается предположение о возможности выделения третьего, помимо воинской повести и повести о княжеском преступлении, промежуточного жанрового типа исторических летописных повестей. В повестях, относящихся к промежуточному жанровому типу, речь идет о междоусобных войнах русских князей, в них, как в воинских повестях, есть композиционный элемент описания битв, но, с другой стороны, они отличаются своим пафосом. Летописные повести о походе Игоря Святославича на половцев 1185 г. в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей предлагается рассматривать в качестве характерного примера третьей, промежуточной, жанровой разновидности исторических повестей.

Ключевые слова: жанр, древнерусская литература, летописание, летописная повесть, воинская повесть, повести о княжеских преступлениях.

 

Анастасия Фисун

Интерпретация архетипа Матери в романе А. Платонова «Счастливая Москва»

 

В статье рассматривается сюжетная линия, а также образы главных героев романа А. Платонова «Счастливая Москва» в аспекте архетипа Матери. Образ главной героини оказывается напрямую соотнесенным с данным архетипом, что обусловливает возможность спасения и преодоления смерти остальными персонажами романа через телесную связь с Москвой Честновой.

Ключевые слова: Андрей Платонов, архетип Матери, стремление к спасению, преодоление смерти, телесный низ.

 

Оксана Хуттер

Внутренний Восток в поэзии русского модернизма

 

Статья посвящена анализу ориентальных мотивов и их представлению в поэзии русского модернизма.

Ключевые слова: Гафиз, Вячеслав Иванов, М. Кузмин, Л. Липскеров, восток, газель.

 

Александра Чабан

Акмеизм в провинциальной критике

 

В статье анализируется рецепция акмеизма в провинциальной периодической печати предреволюционного времени (Москва, Одесса, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Петропавловск и т.д.). Делается вывод о неоднородности восприятия акмеизма и низком уровне знакомства с этим литературным движением.

Ключевые слова: акмеизм, периодические издания, журнал, газета, манифест, контекст, поэтика.

 

Анна Шкапа

«Страсти Христовы» и западноевропейская литературная традиция (к постановке проблемы)

 

Апокрифический памятник «Страсти Христовы», появившийся в XVII веке, является одним из наименее исследованных произведений древнерусской литературы позднего периода. Недостаточно изучены история этого текста и связанная с ним литературная традиция. В своей работы мы рассматриваем западноевропейскую пассийную традицию в отношении к литературному произведению «Страсти Христовы». Русский памятник, продолжая западноевропейскую традицию эпически-дидактической пассийной/ пасхальной литературы, является собственно русским произведением, которое, будучи созданным на русской почве, на основе различных литературных источников, сохраняет «свой восточный», «византийский» характер.

Ключевые слова: Страсти Христовы, Новый Завет, апокрифы, Евангелие от Никодима, литературная традиция, Средние века, Западная Европа.

 

Елена Шкапа

Влияние Книги Иова на концепцию бытия человека в святочных рассказах Н. С. Лескова

 

В статье привлекается внимание к «Записным тетрадям» Н. С. Лескова из фондов РГАЛИ. Приводятся выписанные писателем цитаты из Книги Иова, анализируется переосмысление образов, живого воплощения христианского идеала в людях, темы смирения и покорности перед Богом в святочных рассказах.

 

Ключевые слова: Лесков, Книга Иова, святочные рассказы, смирение, Христос.