КОНСТАНТИН ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ

АНАКРЕОНТИЧЕСКИЕ ОДЫ М. М. ХЕРАСКОВА

 

Статья посвящена феномену анакеонтики М. М. Хераскова (1733–1807) и критическому рассмотрению ее интерпретации, предложенной в статье Г. А. Гуковского «Об анакреонтической оде» (1927). Особое внимание уделено поэтике и метрическому репертуару русских анакреонтических од XVIII столетия, а также русскому и европейскому контексту произведений Хераскова в этом жанре.

Ключевые слова: русская литература XVIII века, анакреонтика, рецепция античности, поэзия, поэтика, А. П. Сумароков, М. М. Херасков.

 

 

УЛЬЯНА БАШКО

АЗАРТНАЯ ИГРА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА (на примере «Жюли» А. В. Дружинина и «Игрока» Ф. М. Достоевского)

 

В статье азартная игра рассматривается не столько с традиционной романтической или «мифологической» точки зрения, сколько как экономическая метафора, отражающая тенденции социально-экономического развития Российской империи до и после отмены крепостного права. Материалом для рассмотрения служат роман А. В. Дружинина «Жюли», написанный в эпоху застойного «мрачного семилетия», и «Игрок» Ф. М. Достоевского, время создания которого традиционно трактуется как эпоха экономического подъема.

Ключевые слова: азартная игра, экономическая метафора, Ф. М. Достоевский, «Игрок», А. В. Дружинин, «Жюли».

 

 

ОЛЬГА МАКАРЕВИЧ

Н. С. ЛЕСКОВ И ЖУРНАЛ «РУССКИЙ РАБОЧИЙ»: К ИСТОРИИ РУССКОГО РЕДСТОКИЗМА

 

В статье рассматривается источник очерка Н. С. Лескова «Сентиментальное благочестие» – отзыв о журнале «Русский рабочий» на заседании особого отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения. Сравнение текстов позволяет сопоставить позицию Лескова как писателя и как чиновника. Также публикуется текст отзыва.

Ключевые слова: Н. С. Лесков, «Сентиментальное благочестие», редстокизм, «Русский рабочий», Ученый комитет Министерства народного просвещения.

 

 

КСЕНИЯ ВЫСОКОВИЧ

ТУРГЕНЕВ И ШОПЕНГАУЭР

 

В статье рассматривается влияние философии А. Шопенгауэра  на позднее творчество И. С. Тургенева на примере повестей «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич». Выявляются сюжетные мотивы, реализующие принадлежащую Шопенгауэру философскую концепию мистической любви. Проводится сопоставление сюжетных мотивов двух повестей, и на основании анализа описывается сюжетный инвариант, реализующий идеи немецкого философа.

Ключевые слова: философская концепция любви, комплекс Эрос/Танатос, воля рода, инвариант сюжета, сюжетный мотив.

 

 

ЛАДА ПАНОВА

АВАНГАРДНЫЙ КОМПЛЕКС «МНИМОГО СИРОТСТВА»: СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЭКЗЕКУЦИЯ ОТЦОВСКИХ ФИГУР

 

Можно ли примирить постулировавшуюся русскими авангардистами установку на письмо с чистого листа и их пристрастие к сюжетам с убиением Пушкина и Толстого? Как показано в этой статье, нельзя. Символическая казнь литературных «отцов», осуществленная сначала в художественных произведениях и манифестах Маяковского и Хлебникова, а затем в «СНЕ двух черномазых ДАМ» Хармса, – яркое свидетельство учета всеми тремя авангардистами существующей традиции. Более того, сюжетом об убиении они меняли баланс сил в свою пользу: принижение и осмеяние Пушкина, Толстого и других бросаемых с парохода современности авторов должно было обеспечить авангардистам те доминантные позиции, которые по праву занимали побиваемые классики.

Ключевые слова: авангард, В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Хармс, кубофутуристские манифесты, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, символическое убиение отцовской фигуры.

 

 

ДАРЬЯ БАШКАЙКИНА

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОЛЯ «ЗДОРОВЬЕ – БОЛЕЗНЬ» В ЛИРИКЕ ЭДУАРДА БАГРИЦКОГО

 

В статье рассматриваются экспрессивные телесные образы в поэзии Багрицкого. В рамках концептуального поля «здоровье – болезнь» исследуются два противоположных полюса физического состояния организма и ассоциативные связи, дающие более полное представление об особенностях мироощущения Багрицкого. Гиперболизм и напряженность придают здоровому миру болезненные черты, а повышенная физиологичность, тотальная соматизация, гротеск, динамичность становятся средствами достижения предельной экспрессивности, характерной для творческой манеры письма поэта.

Ключевые слова:  Эдуард Багрицкий, экспрессивность, концептуальное поле, концепт, здоровье, болезнь.

 

АНДРЕЙ РОМАНОВ

ПРОБЛЕМА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В ЛИРИКЕ АННЫ ГОРЕНКО

 

В статье рассмативается проблема самоидентификации в лирике Анны Горенко. Поэт пытается идентифицировать себя через тело, гендер, имя, метаморфозы, социальный статус.

Ключевые слова: Анна Горенко, самоидентификация, поколение 1990-х, поэзия.

 

ОЛЕГ ЛЕКМАНОВ

«НА ВСЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ RAMBLER», ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ПОЭТ ПЕРЕД КОМПЬЮТЕРОМ: 14 ВАРИАНТОВ

 

В работе приводятся итоги интервью у 14 русских современных поэтов. Вопросы интервью группируются вокруг темы «Поэт и компьютер».

 

Ключевые слова: современная русская поэзия, техника письма, компьютер.