Елена Шкапа

Н. С. Лесков как предтеча П. А. Флоренского

 

В статье рассматриваются взгляды Николая Лескова и Павла Флоренского на православие, старообрядчество, традиции иконописи, влияние творчества Лескова на формирование взглядов Флоренского.

Ключевые слова: Николай Лесков, Павел Флоренский, вера, православие, старообрядчество, иконография, святочные рассказы.

 

 

Александр Жолковский

Как сделан лошадиный мем Чехова

 

Нарративная структура знаменитого раннего рассказа Чехова (1885) рассматривается в ряде планов: освежения повествовательных штампов, соперничества между знахарством и медициной, нарративизации списка (антропонимов), иронического обыгрывания словесной магии, колебаний самого автора между медициной и литературой.

Ключевые слова: повествование, сюжет, списки, словесная магия, медицина, лошадиный.

 

 

Алиса Паутова

Специфика реализации традиции «последних песен» в итоговой книге стихов И. Ф. Анненского «Тихие песни»

 

В статье предлагается анализ цикла стихов И. Ф. Анненского «Тихие песни» с целью выявления характерных черт «последних песен» и специфики их реализации в данном конкретном цикле. Это дает читателю возможность быть сопричастным акту письма в процессе «замедленного» чтения и воплотить органически присущую текстам Анненского автореферентную актуализацию.

Ключевые слова: И.  Ф.  Анненский, жанровая рецептивная установка, «последние песни», циклическое единство, интерпретативные модели, направление читательской конкретизации.

 

Елена Глуховская, Александра Чабан

«Аполлон» и «Мусагет»: между борьбой и компромиссом (к истории одного письма)

 

В статье на материале неопубликованного письма Э. К. Метнера к Е.А. Зноско-Боровскому реконструируется история взаимоотношений двух книгоиздательств, «Аполлон» и «Мусагет». Делается вывод о неоднозначной позиции «Аполлона» в восприятии современников и о специфике издательского дела 1910-х гг.

Ключевые слова: русская литература 1910-х годов ХХ века, Серебряный век, символизм, акмеизм, журналистика, книгоиздательство, Аполлон, Мусагет, Метнер, Зноско-Боровский, Вяч. Иванов, Гумилев.

 

 

Алексей Дубовцев

К проблеме жанра «абиссинских песен» Н. С. Гумилева

 

Статья посвящена анализу «Абиссинских песен» Н. С. Гумилева, написанных в жанре кыне. В контексте проблемы жанра осуществляется интерпретация цикла на реалистическом и аллегорическом уровнях.

Ключевые слова: Серебряный век, акмеизм, Н. Гумилев, кыне, аллегория, поэтический цикл.

 

Всеволод Зельченко

К столетию одного рукопожатия

 

Действительность и литература в «Обезьяне» В. Ф. Ходасевича В статье пересматривается общераспространенное представление о генетической связи стихотворений «Обезьяна» В. Ф. Ходасевича (1919) и «С обезьяной» И. А. Бунина (1907). Как показывает обследование литературных и мемуарных источников, нищий балканец (чаще всего серб), просящий милостыню на дачах с обезьянкой и бубном (шарманкой) – фигура для первых десятилетий XX в. до такой степени привычная, что отсылка к бунинским стихам не была нужна ни Ходасевичу, ни его аудитории; за все совпадения между двумя текстами отвечает реальность, а не литература.

Ключевые слова: В. Ф. Ходасевич, «Обезьяна», реальный комментарий, сербы в России начала XX  в., Первая мировая война в русской поэзии.

 

Александр Кобринский

К проблеме литературы второго ряда (на материале русской литературы ХХ века)

 

Статья посвящена анализу понятия «второй ряд» литературы. Анализируются теоретическое и практическое употребление этого термина.

 

Ключевые слова: Второй ряд, литература, литературный про- цесс, история литературы, критика, массовая литература.