Антонина Мартыненко

«Опыт русской анфологии» М. Яковлева в литературном контексте 1820-х годов

 

Статья посвящена поэтическому сборнику «Опыт Русской Анфологии», изданному Михаилом Алексеевичем Яковлевым в 1828 году. Анализ возможных источников сборника и реконструкция литературного контекста, в котором он возник, позволяет обозначить связь между традицией «легкой поэзии» и эпиграммами, взятыми из Греческой Антологии, и, основываясь на этом, описать процесс развития поэтических сборников начала XIX века.

Ключевые слова: антологическое стихотворение, Антология, легкая поэзия, К. Н. Батюшков, М. А. Яковлев.

 

 

Алексей Балакин

Из разысканий о литературном окружении молодого Гончарова: поэт Яков Щеткин

 

В статье реконструируется биография забытого поэта 1830–1840-х годов Я. А. Щеткина, близкого знакомого семьи Майковых, который вместе с И. А. Гончаровым издавал рукописную сатирическую газету.

Ключевые слова: Щеткин, Гончаров, семья Майковых, русская поэзия XIX века.

 

 

Анастасия Басенко

Н. А. Полевой – водевилист

 

В статье рассматривается деятельность драматурга Н. А. Полевого. Предпринимается попытка выявить жанровые особенности написанных Полевым водевилей путем сопоставления их со сложившимся жанровым каноном.

Ключевые слова: драматургия, водевиль, жанр, Н. А. Полевой.

 

 

Ирина Шевцова

Герои Жорж Санд в формировании религиозного умонастроения А. А. Григорьева

 

В работе рассматривается обращение Аполлона Григорьева к образам героев Жорж Санд сквозь призму его религиозного умонастроения. Объясняется стремление поэта к литературному опыту создания драмы. Освещена оценка творчества Жорж Санд Григорьевым с позиции его литературно-критической деятельности.

Ключевые слова: творческая индивидуальность, мотивно-образный комплекс, лирический герой, эмансипация, христианская аксиология.

 

 

Марсель Хамитов

Фельетонный извод античного жанра: рассказ Ф. М. Достоевского «Бобок»

 

В статье предпринята попытка анализа рассказа Ф. М. Достоевского «Бобок» в аспекте жанра разговоры в царстве мёртвых. Контурно намечено его развитие на русской почве и функционирование отдельных элементов жанровой поэтики в газетно-журнальном контексте 1870-х годов. Проанализировано жанровое влияние этого фельетонного контекста на рассказ Достоевского и на отдельные творческие решения писателя.

Ключевые слова: творчество Ф. М. Достоевского, «Бобок», жанр «разговоры в царстве мёртвых», газетные фельетоны 1870-х годов.

 

 

Дарья Сапрыкина

Об одном упоминании «Лунной» сонаты Л. ван Бетховена в рассказе А. П. Платонова «Невозможное»

 

В статье анализируется ранний рассказ Андрея Платонова «Невозможное» с позиции интермедиальности в литературе, текст сопоставляется с музыкальным произведением. Задействуются факты биографий Бетховена и Платонова, привлекается эпистолярное наследие писателя и более широкий контекст ранних произведений в попытке проникнуть в творческую лабораторию.

Ключевые слова: творчество Андрея Платонова, «Невозможное», «Лунная» соната Бетховена, пролетарская литература, синтез поэзии и прозы.

 

 

 

Владимир Емельянов

Вавилонская социалистическая революция (об источниках пьесы А. Г. Глебова «Загмук»)

 

В статье подробно рассматриваются исторические источники пьесы А. Г. Глебова «Загмук» (1923–1925), определяется связь сюжета пьесы с идеями культурных антропологов и ассириологов начала XX века, устанавливается возможность участия консультанта пьесы В. К. Шилейко в разработке ономастики, мотивов и фабулы текста.

Ключевые слова: вавилонский Новый год, А. Г. Глебов, В. К. Шилейко, советская драматургия 1920-х годов.

 

 

Виктория Буяновская

«Осмысленный абсурд» в стихотворении В. Ф. Ходасевича «Окна во двор»

 

В статье предпринята попытка анализа одного из самых загадочных стихотворений В. Ф. Ходасевича «Окна во двор» как эксперимента, находящегося на грани «антипоэзии». В качестве «конструктивного принципа» стихотворения выявляется прием последовательной «абсурдизации» содержания и формы. Уточняются ключевые для сборника «Европейская ночь» мотивы, переосмысляется связь стихотворения с его возможными источниками.

Ключевые слова: творчество В. Ф. Ходасевича, «Окна во двор», «Европейская ночь», поэтический эксперимент, абсурд как прием.

 

 

Ани Петрс

Признаки фикциональности в литературной мистификации (напримере «Велесовой книги»)

 

В статье рассматривается возможность применения теории фикциональности при анализе литературных мистификаций. Разводятся понятия собственно литературной мистификации и квазимистификации. Предпринимается попытка определить место и роль мистификации как фикционального текста в литературе и культуре на примере «Велесовой книги».

 

Ключевые слова: «Велесова книга», литературная мистификация, квазимистификация, фикциональность художественного текста.